Новости и события
Архив
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Фестиваль «Классика OPEN FEST» закроется театральной премьерой

Фестиваль «Классика OPEN FEST» закроется театральной премьерой

25 августа 2013 года в рамках фестиваля «Классика OPEN FEST» на сцене Тольяттинской филармонии состоится премьерный показ оперы-водевиля «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (Режиссер-постановщик и автор литературно-драматургической редакции – Антон Гопко).

«Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» – сочинение не самое известное, практически забытое. И это крайне досадно, если принять во внимание то обстоятельство, что над этой «театральной шуткой» трудились сразу трое крупнейших деятелей Золотого века русской культуры. Музыку написал Алексей Николаевич Верстовский, автор знаменитой оперы «Аскольдова могила», а либретто – Александр Сергеевич Грибоедов и Пётр Андреевич Вяземский, причём Грибоедов сочинял диалоги, а Вяземский – тексты песен.

«Новая опера-водевиль» – так обозначили жанр произведения его гениальные авторы. Эпитет «новая» был, вероятно, добавлен, чтобы подчеркнуть уникальность сочинения, его непохожесть ни на что, единственность в своём роде. «Опера» предупреждает публику о том, что музыка будет играть в спектакле важную, если только не ключевую, драматургическую роль. Ну, а что такое водевиль, пояснять не надо. Ныне этот жанр практически забыт, однако во времена Грибоедова и Пушкина он переживал пору самого расцвета. Как правило, водевили были плодом коллективного творчества, так что «Кто брат, кто сестра» вполне соответствует канонам жанра.

Авторы спектакля надеются современными театральными средствами воссоздать аромат эпохи и воскресить стилистические особенности пленительного искусства водевиля.

Впервые опера-водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» была поставлена в Москве на сцене Большого театра в 1825 году по случаю бенефиса выдающейся актрисы Марии Дмитриевны Львовой-Синецкой, игрой которой восхищался Пушкин. Вскоре после московской премьеры состоялась петербургская, для которой Верстовский и Грибоедов (уже без участия Вяземского) создали новую редакцию произведения. Спектакль, который мы увидим на сцене Тольяттинской филармонии, представляет собой «сводный» вариант, в который авторы постарались включить всё самое лучшее из московской и петербургской редакций.

Одной из причин, по которой было решено обратиться к этому забытому маленькому шедевру, было желание если не избавить Грибоедова от незаслуженной репутации «автора одной книги», то, по крайней мере, сделать хотя бы небольшой шаг в этом направлении. Водевиль «Кто брат, кто сестра» писался тогда, когда ранние редакции «Горя от ума» уже ходили по рукам в тысячах списков. Фирменный грибоедовский стиль легко узнаваем и здесь: всё та же афористичность языка, всё та же едкая наблюдательность, всё те же пессимизм и отсутствие положительного героя, заметно выходящие за рамки «лёгкого» жанра. Искренняя, живая музыка Верстовского также способствует психологической достоверности и яркости характеров.

Идея водевиля очень актуальна. Это пьеса о манипулировании людьми, человеческим сознанием. Ведь зная некую информацию о человеке и не давая ему информации о себе, можно управлять эмоциями и сознанием этого человека, как угодно.

Музыкальный спектакль готовят к постановке артисты из Тольятти и Самары. В опере-водевиле заняты актер театра «Дилижанс» Дмитрий Марфин, артист Молодежного драматического театра Роман Верхошанский, солисты Тольяттинской филармонии Светлана Терентьева и Ирина Андрейченко, самарский певец Денис Хомицкий, который участвовал в постановке жемчужины прошлого фестиваля – оперы «Скупой», а также студент Тольяттинского музыкального училища Антон Филинов и певица, преподаватель Тольяттинской консерватории Юлия Кочева.

Режиссер спектакля Антон Гопко родился в Тольятти, а ныне живет и работает во Франции. В свое время он окончил ГИТИС (РАТИ), несколько лет назад поставил «Три сестры» А.П. Чехова в театре «Колесо», а в прошлом году в рамках фестиваля «Классика OPEN FEST» – оперу «Скупой».