Новости и события
Архив
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

В областном художественном музее открылась выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 года»

В Самарском областном художественном музее открылась выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 года», посвященная одному из крупнейших событий ХХ века, произошедшему в России в 1917 году и повлиявшему на дальнейший ход всемирной истории.

Музей представляет свою экспозицию, куда вошли более ста произведений живописи, графики и скульптуры, так или иначе интерпретирующих «лица и символы» революции, относящихся к периоду со второй половины 1910-х до конца 1980-х годов.

Первый раздел выставки – преддверие революции и первые годы советской власти. Здесь представлено искусство русского авангарда, создавшего свой проект мироустройства. В 1918-1921-х поддержка государством нового искусства носила беспрецедентный характер. Был создан Отдел ИЗО под руководством Д. Штеренберга, петроградская Академия художеств преобразовывалась в Свободные мастерские (Свомас), в начале 1920-х преобразованные, вместе с Московским училищем живописи и ваяния, во Всероссийские художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Отделе ИЗО служили В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, А. Родченко. По их инициативе были организованы закупки произведений левого искусства для Музеев художественной культуры, часть работ распределялась по провинциальным музеям. Так, в 1919 году уроженец Самары, художник Н. Попов получил в Отделе ИЗО 35 работ современных авангардистов, которые составили основу самарской коллекции авангарда («Фантастический пейзаж. Эчмиадзин» Г. Якулова, «Город» О. Розановой, «Дама в кафе» Ле Дантю, «Супрематическая композиция» А. Веснина и др.).

На выставке можно увидеть эскизы знамен, исполненные одним из первых самарских вхутемасовцев М. Степановым к 23 февраля 1928 года, и эскиз задника к спектаклям театра «Агитфонарь».

Поступлению в 1919 году работ левых течений предшествовало важное для Самары событие: в 1917 году в Самаре в здании Волжско-Камского банка состоялась выставка работ футуриста Д. Бурлюка, несколько из них вошли в коллекцию музея (среди них – «Девочка в красном платочке»).

Второй раздел выставки посвящен творчеству художников АХРР. После 1921 года в России делается выбор в пользу социалистического реализма. Возобновляют деятельность передвижники, в 1922 году зародилась Ассоциация художников революционной России – АХРР, которая явилась предтечей единого Союза художников СССР. Авангард был объявлен «вредными измышлениями». Вскоре стали возникать областные и республиканские филиалы АХРРа, которых к 1926 году насчитывалось уже около сорока, в том числе и в Самаре.

На выставке представлены работы ахрровцев, экспонировавшиеся в 1920 – начале 1930-х в самарском филиале этой организации, они выставляются в музее впервые: В. Костяницын «Маевка»; С. Соболев «Кашпирские сланцевые рудники»; А. Ржезников «Выпуск сланцевых топок на ульяновском заводе “Металлист”», И. Горюшкин-Сорокопудов «Фабрика Красный Октябрь», А. Колосов «Митинг»,1929 и другие.

В начале 1930-х гг. на первый план в искусстве выходит «соцреалистический эпос», в героическом ключе воспроизводятся недавние революционные события, увековечивающие облик и роль вождей революции («Ленин в Смольном» К. Юона, «Демонстрация на Красной площади» Н. Никонова, портреты И. Сталина (П. Келин), В. Куйбышева (И. Бродский)).

Представлены портреты «простых советских людей», ударников производства: А. Самохвалов – «Работница»; Г. Ряжский – «Девушка в красном»; Н. Краснов – «Ударники колхоза им. ХVI Партсъезда».

На выставке также можно увидеть фотографии праздничного оформления самарских улиц и площадей в 1930-х гг., в стилистике которого использованы элементы авангарда.

В 1940-е – 1950-е годы символы революции – крейсер «Аврора», Ленин и Сталин (до 1956 г.), играли определяющую роль в официальном советском искусстве: графические работы В. Бибикова «Крейсер "Аврора"»; автолитографии Е. Кибрика («Есть такая партия!»), «Лениниана» Н. Жукова (1950-е).

В период хрущевской оттепели романтическая окрашенность была присуща многим произведениям, посвященным революционной теме. В их числе графические листы: «Интернационал» (1970) Д. Бисти, автолитографии к «Мальчишу-Кибальчишу» А. Гайдара (1967) И. Обросова, линогравюры новокуйбышевца М. Бедных («Тачанка», «Солдаты Конармии» и др.).

Творчество куйбышевских художников 1960-х – 1980-х гг. на темы революции и гражданской войны представлено работами В. Кныжова «Вступление Красной Армии в Самару» (1969), В. Герасимова «1905 год», С. Федорова «Самарские комсомольцы 20-х годов» (1986) и «Месяц в Горках» Р. Баранова (1979-1980). В трагической обреченности больного вождя мирового пролетариата в картине «Месяц в Горках» явственно сквозит дух приближающейся Перестройки, переоценивающей многие явления советского времени.

На торжественном открытии выставки посетителей музея приветствовал врио министра культуры Самарской области Сергей Васильевич Филиппов: «100-летие русской революции – это настолько масштабная дата, что мы просто обязаны относиться к ней серьезно и внимательно, чтобы попытаться больше узнать это время. Искусство, как известно, было призвано отражать жизнь. Сегодня важно понять, а что же происходило тогда в сфере искусства, что творилось в головах творческой интеллигенции, как Россия пришла к событиям 1917 года, и как потом из них выходила».

Выставка продлится до 20 ноября.

Источник: Правительство Самарской области