Новости и события
Архив
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Итоги Года литературы

30 октября 2015 г. участники совместного заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по образованию и науке, комиссии по вопросам культуры, молодёжной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений и рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» регионального отделения ОНФ в Самарской области обсудили некоторые итоги Года литературы в губернии.

«Стал ли год литературы той нитью, которая пронизала жизнь всего общества? Стал ли он действительным фактором формирования интереса к чтению? Стали ли мы больше читать? Конечно, это основные вопросы. Но какими бы ни были ответы, очевидно, что Год литературы заканчивается, а работа, для которой он стал стартовой площадкой, должна продолжаться», – определили основное направление дискуссии председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам культуры, молодёжной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений Татьяна Бодрова.

По мнению руководителя управления проектно-аналитической деятельности департамента общего образования и проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки Самарской области Сергея Еремина, то, что уже реализовано, показывает: идея Года литературы возникла вовремя. Буквально каждый школьник области тем или иным образом был вовлечён в различного рода мероприятия, что очень важно сегодня, когда развитие информационных технологий, доступность гаджетов существенно уменьшают желание детей уделять время чтению серьезной литературы. «Мы не находимся в погоне за единичными результатами, самое главное для нас – массовое вовлечение детей в литературное творчество и развитие интереса к литературе», – подчеркнул Сергей Еремин.

Консультант управления реализации культурной политики департамента стратегического планирования и развития отрасли министерства культуры Самарской области Мария Пошехонова, в свою очередь отметила, что традиционные ежегодные акции по продвижению чтения, по популяризации литературного творчества талантливых самарских авторов и новые проекты, приуроченные к Году литературы, вызывают самый живой отклик у жителей губернии. В то же время и учреждения культуры стараются идти в ногу со временем. «Общество в целом, не только дети, уходит по большей части в информационную систему Интернет. Учреждения культуры активно влились в различные формы работы, особенно с детским населением, в удалённом доступе», – подчеркнула Мария Пошехонова.

Стараются не отставать от новых веяний и библиотеки. Как рассказала директор Самарской областной детской библиотеки Елена Канигина, сегодня в библиотеках оборудуются залы электронных ресурсов, предоставляется доступ к электронным книгам, на сайтах библиотек создаются коллекции буктрейлеров, проводятся интерактивные «родительские собрания», участником которых, не выходя из дома, может стать каждый. Очень большое внимание уделяется мероприятиям в сфере безопасного Интернета.

Проводимые в последние двадцать лет социологические исследования показывают, что устойчивый интерес к чтению демонстрируют 10-15% опрашиваемых, столько же не читают вообще. «Остальные – это наша потенциальная аудитория», – считает директор Самарской областной юношеской библиотеки Наталья Макарова. И для решения задачи развития у молодёжи любви к чтению библиотеки используют самые разные формы работы.

Одна из самых распространённых форм – различные конкурсы. Впрочем, как признают сами представители библиотечного сообщества, деятельность в этом направлении давно требует упорядоченности: нередко очень близкие по своей направленности конкурсы проходят параллельно, из-за чего учебные заведения и учащиеся, которые принимают в них участие, испытывают максимальные нагрузки, распыляют силы, и порой дети попросту теряют интерес к подобным мероприятиям. Было бы правильно консолидировать усилия всех организаторов конкурсов для достижения наиболее эффективного результата работы, возможно, вести некий единый реестр конкурсов.

Очень большая работа, направленная на пробуждение интереса детей и подростков к чтению проводится и школьными библиотеками. «В корне неверно представлять школьную библиотеку как отвечающую только за учебники», – уверена председатель Самарского отделения русской школьной библиотечной ассоциации Валентина Петрук. Работа школьного библиотекаря имеет значительную воспитательную составляющую. И, безусловно, библиотекарь – тоже педагог. В Москве школьные библиотекари уже и формально приравнены к педагогам, но ни один регион пока не поддержал эту инициативу: причина банальна – дефицит региональных бюджетов, который не позволяет увеличить работникам школьных библиотек заработную плату до уровня заработной платы учителей.

Последнее, между тем, лежит в основе всё более остро ощущающейся проблемы кадров: средний возраст в профессии очень высокий, молодые специалисты не стремятся идти работать в школьные библиотеки. На селе ситуация ещё более серьезная. «Большинство школьных библиотекарей в нашем муниципальном районе – учителя-предметники, которые за небольшую доплату ведут работу школьной библиотеки. Свыше десяти лет в школьные библиотеки не поступала художественная литература», – рассказала методист ГБОУ ДПО ЦПК «Красноярский ресурсный центр Самарской области» Оксана Славова.

Сегодня идёт активное обсуждение Декларации школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку». Участники заседания приняли решение поддержать эту акцию.

Очевидно, что человека, особенно ребенка, нельзя заставить читать. Привлечь, увлечь, заинтересовать – работа библиотекаря и школьного учителя. Развитие творческих способностей через нестандартные задания – вот один из основных путей к успешному решению поставленных задач, по мнению учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» г.о. Самара Тамары Корягиной, которая стремится задавать своим ученикам такие темы сочинений, чтобы «списать было негде». Уроки-исследования, уроки-гипотезы, уроки-диспуты, уроки-опровержения, театрализованные уроки – арсенал этого по-настоящему увлечённого своим делом педагога. А плоды усилий учителя – успехи его учеников.

Совсем недавно в выпускные классы российских школ вновь вернулось сочинение. Разумеется, это большой шаг в верном направлении. Но, – заметили участники дискуссии, – вопрос об увеличении количества часов на уроки литературы до сих пор не решён положительно. Члены профильных комиссии Общественной палаты приняли решение проработать этот вопрос совместно с министерством образования и науки области с целью выработки предложений для выхода на федеральный уровень.

«Парадокс заключается в том, что органы государственной власти предпринимают громадные усилия, чтобы снять проблему падения интереса к чтению, но проблема при этом только растёт, и все мы это признаём. Главный вопрос: почему при таком большом количестве мероприятий, причём успешных, продолжается снижение интереса к чтению? Ответ на этот вопрос, видимо, кроется в том, что между всеми этими мероприятиями нет синергии. Работа ведётся, она не нулевая, но есть потенциал для роста», – подчеркнул член комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам культуры, молодёжной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений Дмитрий Камынин.

«Необходимо развивать кооперацию между различными сферами культурного творчества: литература, кино, театр», – уверена заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Маргарита Вахтина. Трудно привлечь ребенка к вдумчивому чтению, самостоятельному поиску информации, когда на экране телевизора, в сети Интернет слишком много развлекательного и недостаточно познавательного. Хотя, конечно, никто не спорит, что познавательное, ориентированное на детскую аудиторию, должно содержать элементы развлекательного.

Многое зависит и от родителей. «Книга в руках мамы – главная воспитательная сила, с которой не сравнятся ни моральные сентенции, ни система наказаний и поощрений. То, что открылось ребенку со страниц книги, прочитанной ему мамой в раннем детстве, становится частью его, – уверены авторы проекта «Читающая мама – читающая нация». – Чтение краеугольный камень гармонического развития всех способностей в человеке, определяющий его успех и счастье в жизни, предохраняющий его как от нравственных пороков, так и от оскудения ума». С этим утверждением трудно не согласиться.

Источник: Пресс-служба Правительства Самарской области