
- Патриотизм в традиции русской культуры
- С чего начинается Родина... Художественно-эстетический образ осознанного патриотизма
- Главное условие национального возрождения
- Эксперимент удался! Как воспитать патриота
- Человек на своём месте
- С уважением к земле
- XVI Поволжская агропромышленная выставка
- Эдуард Ардабьев: «Мы создаём задел на будущее»
- Колхоз «Луч Ильича»: Успешная самодостаточность
- Кинель-Черкасский район. Работа в команде на общий результат
- Потенциал Кошкинского района
- Базовая отрасль Похвистневского района
- ООО «Премьер Агро»: Чтобы земля работала
- Главное богатство страны
- Лидерские будни. ЗАО «Нива»
- Голштинки покоряют Самарскую область
- Сыр всему голова. Голландские традиции в Хрящёвке
- Наталья Теняева: «Главное – удалось сохранить село»
- СПК «Красная Звезда»: объединяя усилия
- Шахматная стратегия Сергея Борзова. Береги. Экономь. Считай
- ГБУ СО НИИ «Жигулёвские сады»: Взгляд в будущее
- «Возрождение-98»: Возрождая принципы прогрессивного земледелия
- Николай Меркушкин вступил в должность губернатора Самарской области
- Самарский государственный медицинский университет отмечает 95-летие
- Космический аппарат «Фотон-М» №4 вернулся на Землю
- Столица области отметила День города
- Самару украсили новые скульптуры
- Кластеры в новых экономических условиях
- Сборная Самарской области – достойная замена Челси
- На гребне волны
- 5 важных фактов о стритболе в Самаре
Эксперимент удался! Как воспитать патриота
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2014 (октябрь)
Структурное подразделение «Детский сад № 15» ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Самарской области функционирует с 1986 года. Дошкольное учреждение – это центр инновационного поиска, которое характеризуется полнотой и разнообразием направлений своей работы, вовлечённостью в педагогический процесс всех возможных участников – детей, специалистов, родителей, общественности.
Мы считаем, что качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребёнка. Все наши педагоги и воспитатели – квалифицированные специалисты, мастера своего дела, имеющие высшее и средне-специальное образование.
Используя современные формы организации образовательного процесса, детский сад является комплексной открытой социально-педагогической образовательной системой, в которой созданы все условия для реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Включение в воспитательно-образовательный процесс психологической, логопедической служб, педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности, по развитию у детей логического мышления через игру, хореографию способствует повышению качества образования в дошкольном учреждении. В ДОУ действует изостудия, есть музыкальный зал, литературно-музыкальная гостиная, кабинеты логопедов, спортивный зал с тренажёрами, сенсорная комната. А также – единственный в городе компьютерный класс, оснащённый по последнему слову техники (интерактивная доска, компьютеры на подгруппу детей с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, ноутбуки).
В своей работе мы стараемся гибко и быстро реагировать на запросы родителей и общества. Учитывая, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый многими поколениями, детский сад № 15 с 2011 года стал экспериментальной площадкой по разработке и реализации авторской программы по формированию единства нравственных и эстетических ценностей через ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества «По страницам истории России».
Наша цель – воспитать в каждом ребёнке гуманную, духовно-нравственную личность, достойных граждан России, патриотов своего Отечества, знающих и уважающих историю Родины; сформировать у дошкольников знания об историческом прошлом своей страны.
В эксперименте были задействованы 15 педагогов и 97 воспитанников старших и подготовительных к школе групп. Для проведения эксперимента созданы все необходимые условия в групповых помещениях, кабинетах специалистов и на территории детского сада, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Перед тем как была разработана программа «По страницам истории России», коллективом детского сада было проведено диагностическое обследование сформированности нравственных и эстетических качеств воспитанников старших и подготовительных к школе групп. В ходе обследования выяснилось, что у трети дошкольников отмечается низкий уровень нравственного и эстетического развития. И коллективом детского сада было принято решение углубить работу по формированию нравственных и эстетических качеств дошкольников.
В период с июня по август творческая группа провела работу по систематизации имеющихся в детском саду практических материалов по данной проблеме, а также разработала учебный, учебно-тематический и календарно-тематический планы работы по данному направлению.
В начале учебного года был проведён педагогический совет, на котором педагоги, участвующие в эксперименте, ознакомились с целью и задачами программы, этапами и формами работы.
Реализация программы «По страницам истории России» предполагала осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом проводился в форме экскурсий по достопримечательным местам Отрадного. Большая роль в реализации программы отводилась совместной деятельности воспитателей с детьми. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, утренники, массовые мероприятия.
Полноценное осуществление работы по этому направлению велось в контакте между детьми, родителями и педагогами через различные формы работы.
Для отслеживания результатов реализации авторской программы «По страницам истории России» был подобран комплекс психологических и педагогических методик.
Для проведения психологической диагностики были подобраны методика Векслера, проективные методики: «День рождения», «Лесенка», «Несуществующее животное», «Моя семья», «Я в детском саду». Для выявления объёма знаний по истории и культуре Отечества у детей, родителей и педагогов был разработан опросник по программе. Педагогическая диагностика осуществлялась на основе основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования.
Как показали результаты диагностики детей старших и подготовительных к школе групп по опроснику к программе «Формирование единства нравственных и эстетических ценностей через ознакомление дошкольников с историей и культурой Отечества» в сентябре 2011 года, знания у детей поверхностные. Дети знали название нашей страны, как она называлась в древности, столицу нашей Родины, но не знали, откуда взялись эти названия; называли несколько народных праздников, но не знали, что эти праздники символизируют, почему они так называются и т.п. Однако повторная диагностика знаний в апреле 2012 года показала значительное улучшение результатов, ответы стали более полными и развёрнутыми.
Аналогично обстоит ситуация с результатами опроса педагогов и родителей. Если в сентябре 2011 года педагоги и родители испытывали значительные затруднения в ответах, то в конце года пробелы в знаниях были восполнены.
Мониторинг по общеобразовательной программе в старших группах показал значительное улучшение результатов по познавательно-речевому и социально-личностному направлениям развития детей. В подготовительных к школе группах позитивные изменения к концу года коснулись всех интегративных качеств и образовательных областей.
Сравнительный анализ результатов первого и второго года также показал снижение, как в старших, так и в подготовительных группах, высокого уровня тревожности и агрессии. Практически по всем проективным методикам отмечалось увеличение процента детей с высоким уровнем социализации.
В 2013 году в программу были внесены изменения в связи с принятием федерального государственного стандарта дошкольного образования. Реализация данной программы продолжается и в настоящее время.
Подводя итог работе, можно констатировать, что развитие нравственных и эстетических чувств дошкольников через ознакомление с историей и культурой Отечества возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребёнок погружается в детском саду и семье.
Автор: Т.А.Харитончик, Е.В.Автайкина