
- Патриотизм в традиции русской культуры
- С чего начинается Родина... Художественно-эстетический образ осознанного патриотизма
- Главное условие национального возрождения
- Эксперимент удался! Как воспитать патриота
- Человек на своём месте
- С уважением к земле
- XVI Поволжская агропромышленная выставка
- Эдуард Ардабьев: «Мы создаём задел на будущее»
- Колхоз «Луч Ильича»: Успешная самодостаточность
- Кинель-Черкасский район. Работа в команде на общий результат
- Потенциал Кошкинского района
- Базовая отрасль Похвистневского района
- ООО «Премьер Агро»: Чтобы земля работала
- Главное богатство страны
- Лидерские будни. ЗАО «Нива»
- Голштинки покоряют Самарскую область
- Сыр всему голова. Голландские традиции в Хрящёвке
- Наталья Теняева: «Главное – удалось сохранить село»
- СПК «Красная Звезда»: объединяя усилия
- Шахматная стратегия Сергея Борзова. Береги. Экономь. Считай
- ГБУ СО НИИ «Жигулёвские сады»: Взгляд в будущее
- «Возрождение-98»: Возрождая принципы прогрессивного земледелия
- Николай Меркушкин вступил в должность губернатора Самарской области
- Самарский государственный медицинский университет отмечает 95-летие
- Космический аппарат «Фотон-М» №4 вернулся на Землю
- Столица области отметила День города
- Самару украсили новые скульптуры
- Кластеры в новых экономических условиях
- Сборная Самарской области – достойная замена Челси
- На гребне волны
- 5 важных фактов о стритболе в Самаре
Пейзаж – моя душа
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2014 (октябрь)
Фотографы – настоящие волшебники. Они запечатлевают важные моменты, которые не всегда заметны обычному глазу.
Питер Линдберг
Владислав Шерман (sherr_vl@mail.ru)
Член Союза фотохудожников РФ
Член Творческого фотообъединения Самарского Союза журналистов
Техника: Nikon
Источник вдохновения: природа Самарской области
Лучший совет: «Больше снимайте»
Родился в 1958 году в Куйбышеве (Самаре)
По образованию инженер
Окончил Куйбышевский авиационный институт, факультет летательных аппаратов
Десять лет работал в ЦСКБ «Прогресс»
С&Г: Владислав, ваше инженерное прошлое помогает в фотографии?
Владислав Шерман: Конечно, ведь фотография вообще – вещь во многом техническая, часто приходится решать именно технические вопросы. А в творческом плане моё инженерное прошлое не сказывается никак. Я из физиков целиком переписался в лирики.
Вообще у меня было два увлечения в детстве. Музыку любил (со второго класса увлекся роком, потом полюбил джаз), окончил вечернюю школу по классу фортепиано. Даже играл в школьном, потом студенческом ансамбле. А ещё пытался писать стихи. Но на первое место вышла фотография. Фотография в моём понимании – это и музыка, и поэзия, и изобразительное искусство... Всё, что формирует человека как личность.
Фотографией начал заниматься с 10 лет. Первым учителем был отец. Он подарил первую камеру – «Смена-8», потом – «Зенит-Е». До сих пор помню наши посиделки в ванной с красным фонарём и то, как на чистом листе фотобумаги вдруг появлялось изображение.
С&Г: Свои первые снимки помните?
В.Ш.: Первые снимки были наивно-детские, на них – мои школьные товарищи. Бегал по улице – снимал машины, трамваи и автобусы, настолько увлечён был железками. Конечно, родителей фотографировал – например, на Молодецком кургане. Очень люблю съёмку в районе Молодецкого кургана. Практически каждое лето я отдыхал там, начиная со второго класса, и знаю этот район неплохо. И самое главное – пожалуй, это самое красивое место в Самарской области. И любовь к этому месту – с детства, спасибо родителям, что возили туда.
С&Г: Когда вы серьёзно занялись фотографией?
В.Ш.: Фотографию как искусство открыл для себя в 1988 году, когда пришёл скромным смотрителем в фотоклуб Сергея Осьмачкина «Самара». Увидел я то, что снимали Валера Афанасьев, Володя Привалов, другие ребята – и понял, что вот это – настоящая Фотография, с большой буквы. Спешно стал покупать что-то для печати большим форматом, стал изучать рецептуру... Вот только фотографии мои тогда были дилетантскими, потому что нужно было ещё шестнадцать лет смотреть чужие фотографии, прежде чем рискнуть и начать снимать так самому.
В 2004 году у меня появилась первая цифровая камера Nikon. Это и есть начало серьёзного творческого увлечения фотографией, которое из хобби переросло в постоянную потребность, наполнило жизнь смыслом и содержанием.
С&Г: Какие жанры фотографии вас привлекают?
В.Ш.: Основные направления – пейзаж, репортаж, натюрморт, портрет. Отдельная тема – свадебная съёмка. Мне нравится снимать счастье.
Но всё-таки основное для меня – пейзаж. В нём моя душа, моё настроение. «Когда на сердце тяжесть и холодно в груди...», я снимаю свои самые удачные кадры. Люблю эксперименты с цветом. Не отказываюсь от классического пейзажа. Самое ценное в каждом кадре для меня – лаконичность, свет, точность композиции.
С&Г: Какое время суток наиболее интересно для пейзажной съёмки?
В.Ш.: Раннее утро или вечер. Это лучшее время для съёмки на свежем воздухе. Контраст сравнительно мягок, цвета богатые и насыщенные, тени длинные, подчёркивающие рельеф и текстуру. А вот днём не снимаю почти никогда, разве что в дождливую или пасмурную погоду.
Никогда заранее не продумываю, что и как буду снимать – всегда снимаю в режиме импровизации. Важно почувствовать «тональность» того или иного места, попытаться эту тональность воспроизвести. Если человек внутренне не готов, если у него нет ощущения этого места, если он не чувствует его вибрацию или вибрации – его и этого места в природе – не совпадают, то он просто проходит мимо. Фотограф в этом плане должен быть «включённым», видеть, слышать и понимать, что у него вокруг.
Поэтому я иногда практикую разведку – днём поехать, посмотреть местность, понять, как ляжет свет и когда он более удачен – утром или вечером.
В творчестве пейзажного фотографа всегда есть желание снимать красивые картинки. Закаты, рассветы сами по себе очень популярны у зрителей. Но я стараюсь не увлекаться внешней красивостью. Самое ценное – это игра света и теней, композиция и настроение в кадре. И очень люблю коряги, сухие деревья. Они предельно выразительны.
С&Г: Какой формат фотографий вы предпочитаете?
В.Ш.: Обычно стремлюсь к стандартному размеру кадра 2:3, но люблю панорамный формат, даже если кадр снят не панорамный. В таких «длинных» кадрах хорошо «укладываются» наши просторы. И ещё люблю квадрат, пожалуй, самый сложный и выразительный формат.
С&Г: В каких выставках вы принимали участие, где публикуете работы?
В.Ш.: Принимал участие в ряде выставок как в РФ, так и за её пределами. В этом году в Тольятти, в литературной гостиной библиотеки Автограда в ДКИТе, в июне прошла моя первая персональная выставка «Очарованный небом». Был участником фотовыставок «Русь Православная» (Новосибирск, Москва, 2011 год), «Photopodium. Среда обитания. Человек» (Москва, Академия художеств РФ, 2011 год), Photopodium-2009 (Москва, Музей современного изобразительного искусства), «Самарский взгляд-2010». Завоевал третье место в номинации «Город» в конкурсе «Самарский взгляд-2011», первое место в номинации «Природа» в конкурсе «Самарский взгляд-2012», диплом выставки «Самарская губерния. Сила притяжения» в 2011 году, фотовыставки «Самарская губерния в событиях и датах» (1851-2011), стал финалистом фотоконкурса «Рыбалка, охота, активный отдых на Волге-2011», конкурса «The Best of Russia-2010». Мои фотографии выставлялись в Париже, Копенгагене. Были публикации в журналах и газетах, чаще самарских. Одна моя фотография вошла в книгу «Russie eternelle» («Вечная Россия»), выпущенной во Франции в 2010 году Мариной Влади. Кстати, это не пейзаж, а портрет девушки, самарчанки.
С&Г: Можно ли заработать фотографией в нашей стране?
В.Ш.: Фотографией в нашей стране, может быть, и можно достойно зарабатывать, но пейзажной – крайне сложно. Здесь очень много факторов – это и отсутствие на должном уровне визуальной культуры, отсюда и отношение к фотографии не как к искусству. Это и непонимание роли пейзажной фотографии в воспитательном и образовательном плане для сохранения природы. Ведь уникальная красота России – народное достояние, и на этом можно зарабатывать, в том числе и государству. Показывать красоту не только россиянам, но и всему миру. В этом случае должна быть государственная поддержка. Понимание того, что красота русской природы – наше богатство, и только тогда этот ресурс заработает. Больше внимания уделять заповедникам, природным паркам, научной работе в природоохранной зоне. Развивать туризм, в том числе экологический и аграрный, инфраструктуру, строить дороги, электроснабжение. Одновременно показывать и рассказывать об интереснейших местах России, в том числе и через пейзажную фотографию. Но пока этого понимания нет, отсюда и соответствующее отношение к пейзажной фотографии, да и её уровень пока оставляет желать лучшего.
С&Г: Что в ближайших планах?
В.Ш.: В ближайших планах – успеть поездить по России, а если сложится – и за её пределами. Есть места, которые стоят в планах уже этого года. Пока смогу ходить по этой земле – всегда буду стремиться к новому. Такая жизнь позволяет чувствовать себя молодо, вести динамичный образ жизни. Вообще, фотография и пейзаж – это прекрасный фитнес, даже термин такой встречал – фотофитнес. Это – мой вид спорта.
С&Г: Каков рецепт хорошей пейзажной фотографии от Влада Шермана?
В.Ш.: Нужно любить природу, уметь понимать её, беречь. В созвучии струн в душе и самой природы – залог успеха красивого пейзажа.
