
- Впереди планеты всей
- Гагаринский взлет
- Генерал
- У истоков российской космонавтики КуАИ - СГАУ
- На крыльях великой мечты
- Этой книге суждена долгая жизнь
- О главном
- Имени Савелия Орлова
- Владимир Васильев: «В искусстве с большой буквы легко не было ещё никому»
- Пленник красоты
- Потаённое волшебство пастели
- Михаил Щербаков: «Ещё многое нужно открыть даже в известных, знаменитых сочинениях»
- Палитра мира в звуках баяна
- Шаг в другую сторону
- Весёлые ребята
- Аллея звёзд
- Арт-сессия
- Выбери своего ЭкоЛидера!
- Новокуйбышевск - город высокой экологической ответственности
- Tarkett, ЭкоЛидер - 2010
- ЭкоЛидер в квадрате
- Передовые технологии для производства и экологии
- Отрадненский ГПЗ шагает вперёд!
- Есть такая работа - инженерная экология
- «ЭкоСистема» для гармонии общества и природы
- Чистота и здоровье земли
- Чапаевск на пути возрождения
- Экологический прорыв состоялся!
- Земля уже вздрогнула
Имени Савелия Орлова
В год 160-летия Самарской губернии прошёл первый Поволжский открытый музыкальный фестиваль имени Савелия Орлова – талантливого композитора, пианиста и педагога, одного из основоположников профессионального музыкального просвещения и образования в нашем регионе. На проведение фестиваля был выделен Губернский грант в области культуры и искусства.
Инициаторами музыкального фестиваля имени Савелия Орлова, целью которого является сохранение лучших образцов музыкального наследия губернии, стали Самарская академия культуры и искусств и созданный в структуре академии Институт музыки – Консерватория. В этом направлении институтом в содружестве с ведущими преподавателями музыкальных дисциплин специализированных высших учебных заведений Самары сделано уже многое. Увидели свет сборники произведений местных авторов, а также аранжировки для академического и народного хоров, для вокальных ансамблей и солистов. По существу в культурный обиход возвращены представляющие ценный пласт самарской музыкальной культуры сочинения местных композиторов, некоторые из которых вообще считались утраченными.
Тогда же всколыхнулся интерес к творчеству Савелия Орлова, личности действительно незаурядной, оставившей заметный след в летописи культурной жизни Самары. Орлов получил блестящее музыкальное образование в Петербургской консерватории, где его педагогами были такие корифеи русской музыки XIX столетия, как А. Лядов – по композиции, А. Есипова и С. Ляпунов – по фортепиано. Курс инструментовки Орлов проходил у самого Н. Римского-Корсакова. О многом говорит и то, что на молодого музыканта обратил внимание Сергей Дягилев, пригласивший его руководителем музыкальной части в свою антрепризу «Русские сезоны».
Самый продолжительный период жизни и творчества Орлова связан с Самарой – Куйбышевом. В нашем городе он жил с 1922 года вплоть до своей кончины в 1953 году. Сфера деятельности Орлова была чрезвычайно обширной. Он был директором и преподавателем фортепиано музыкального училища, сочинял музыку, выступал в качестве пианиста и лектора, а с 1945 по 1953 год возглавлял образованное в 1941 году местное отделение Союза композиторов, первым председателем которого был Дмитрий Шостакович.
Орлов – автор произведений крупной формы: опер, симфоний и инструментальных концертов, а также камерных сочинений и большого числа романсов и песен на стихи русских и советских поэтов. В числе учеников Орлова такие видные музыкальные деятели, как Г. Домбаев и Б. Сосновцев, являвшиеся ректорами Горьковской – Нижегородской и Саратовской консерваторий, известный композитор К. Листов – автор музыкальной комедии «Севастопольский вальс».
Проходивший с 25 по 29 апреля фестиваль открылся концертом, в котором приняли участие студенты Института музыки, исполнившие произведения Орлова. В одном из концертов свои сочинения исполнили местные композиторы Марк Левянт, Алла Виноградова, Вячеслав Шевердин и Павел Плаксин. Этот вечер был посвящён 70-летию местного отделения Союза композиторов. В рамках фестиваля прошла научно-практическая конференция, на которой шла речь о музыкальном наследии С. Орлова и его месте в современной художественной культуре.
Самой массовой и волнительной стала организованная по всем правилам творческих соревнований конкурсная составляющая фестиваля, в которой приняли участие учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств, музыкальных училищ, колледжей, лицеев и вузов. Конкурсы прошли в номинациях «Фортепиано», «Вокальное искусство» и «Народные инструменты», в которых соревновались музыканты из Самары, Сызрани, Тольятти, а также из Москвы и Киева.
Выступления конкурсантов оценивали на редкость солидные профессионалы. Председателем фортепианного жюри была президент международного объединения «Искусство и образование XXI века» киевлянка Элеонора Ткач, имя которой значится в изданной в Кембридже книге «2000 выдающихся интеллектуалов XXI века». Жюри народников возглавлял заведующий одноимённой кафедрой Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, профессор Николай Кравцов, а вокальное – профессор Российской академии театрального искусства, в прошлом солистка Большого театра народная артистка России Ирина Журина. Сложными, без скидки на провинциальную прописку фестиваля, были и конкурсные программы. У пианистов и народников они включали часть из инструментального концерта с оркестром, у вокалистов – арии из опер русских и зарубежных композиторов.
Заключительный фестивальный вечер прошёл в Самарской филармонии. Юные призёры получили заслуженные награды, лучшие из лучших стали обладателями Гран-при. Это двадцатилетний пианист Кирилл Плотников – студент Национальной музыкальной академии Украины имени П. Чайковского, класс Элеоноры Ткач, певицы Анна Золотова – студентка Самарского музыкального училища, класс Натальи Афанасьевой, и Светлана Латыпова – студентка Самарской академии культуры и искусств, класс профессора Надежды Ильвес, а также баянистка Татьяна Лизунова – студентка академии, класс профессора Виталия Максимова.
Призёры фестивального конкурса приняли участие в концертной программе, при этом пианистам и певцам повезло особо: они выступали в сопровождении академического симфонического оркестра филармонии под управлением народного артиста России Михаила Щербакова. Хочется отметить обладателя диплома первой степени представителя известной самарской музыкальной династии Александра Загадкина, выразительно, свободно и без излишнего напряжения сыгравшего первую часть Пятого фортепианного концерта Л. Бетховена. Киевлянин Кирилл Плотников – музыкант по-настоящему большого таланта. Рапсодию на тему Паганини С. Рахманинова он исполнил не только практически безупречно в техническом отношении, но и сумел проникнуть в её философские глубины.
А в самом начале программы прозвучал ставший своеобразной заставкой вечера фортепианный концерт Савелия Орлова. Это броское, почти плакатное по своему внутреннему строю сочинение на редкость эмоционально и темпераментно сыграл лауреат международного конкурса Павел Назаров.
Музыкальный фестиваль имени Савелия Орлова по своему масштабу со временем может сравниться с получившим всероссийский статус Конкурсом молодых исполнителей имени Д. Кабалевского.
Автор: Валерий Иванов