Фееричная премьера в Самаре

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2022 (июль)

1 июля в Самарском академическом театре оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича состоялась премьера балета «Дон Кихот Ламанчский» на музыку Людвига Минкуса, которая стала настоящим событием театральной жизни Самары. Живописные декорации, красивая музыка, жизнерадостные танцы, испанские ритмы, атмосфера веселья, красочные костюмы... Колоритная постановка удивила восторженных зрителей и необычайной динамичностью – несмотря на длительность, балет смотрится на одном дыхании!

балет «Дон Кихот Ламанчский»

«Дон Кихот Ламанчский» – один из немногих больших классических балетов Мариуса Петипа, родившихся не в Петербурге, а в Москве, в Большом театре. Долгой жизнью балет во многом обязан Александру Горскому, который заново поставил этот спектакль в Большом театре в 1900 году. Балетмейстер, всегда стремившийся добиться художественной правды, хотел создать такой балет, в котором бы пантомима и танец естественным образом перетекали бы друг в друга и были бы неразрывно связаны с чувствами героев. Чтобы передать все особенности эпох и наций, воплощаемых на сцене, для постановки Александр Горский привлёк художников-станковистов Александра Головина и Константина Коровина, которые задали новый стандарт живописного оформления балетного спектакля. Как и декорации, разнообразны и практически достоверны были выразительные, красочные костюмы, созданные по примерам национальных испанских нарядов.

В истории самарского театра было 6 постановок «Дон Кихота». Новый «Дон Кихот Ламанчский» – попытка воссоздать образ спектакля 1900 года и в полной мере воплотить эстетику эпохи модерна, такой важной и близкой нашему городу. За эту задачу взялись художественный руководитель балета самарского театра Юрий Бурлака, известный в мире театра как балетный архивист и постановщик классических балетов, и дирижёр-постановщик и музыкальный руководитель – Евгений Хохлов. К счастью, время сохранило старые эскизы и монтировочные снимки сцены. На основе этих материалов современными мастерами Альоной Пикаловой и Татьяной Ногиновой воссозданы и декорации, и костюмы. Хореография же дошла до нас в непрерывной традиции с самого 1900 года.

«Эту премьеру мы ждали очень давно, и она оправдала себя масштабом. Действо серьёзное, как по уровню исполнительского искусства нашей замечательной балетной труппы, так и по декорациям и костюмам, которые воссозданы по работам художников Коровина и Головина. Это эпоха модерна, тот самый стиль, который близок Самаре по духу и настроению. Феерично красивый, динамичный балет и потрясающая работа оркестра», – так высоко оценила спектакль Татьяна Мрдуляш, министр культуры Самарской области.